Этикетки на продуктах – это не просто яркие наклейки, содержащие информацию о сроке годности товара. Они помогают потребителям делать осознанный выбор, ориентируясь на свои предпочтения и потребности в питании. Правильное чтение этикеток может сыграть решающую роль в поддержании здоровья. Рассказываем, какие сведения о продукте нужно искать на наклейке.
Название продукта
Как правило, название – это первое, что привлекает внимание. Некоторые производители могут использовать громкие фразы, чтобы создать иллюзию более качественного и полезного продукта. Отсюда и надписи: «био», «без сахара», «фитнес», «без холестерина». На что только не идут маркетологи, чтобы продать товар! Часто на наклейках содержатся отметки, указывающие на особенности их производства, например, «без генетически модифицированных организмов» или «органическое». Эти надписи могут говорить о более высоком качестве продукта, но всегда стоит проверять дополнительные сертификаты и информацию.
Состав продукта
Состав обычно указывается в порядке убавления, то есть ингредиенты, содержащиеся в продукте в большем количестве, идут первыми.
Обращайте внимание на указание следующей информации
Трансжиры и первичные масла. Их уровень должен быть минимальным. Такие ингредиенты производитель добавляет, чтобы удешевить продукцию и увеличить срок хранения. Надписи «гидрогенизированный жир», «кулинарный жир», «частично модифицированные масла», «спред», «маргарин», «заменитель молочного жира», «растительные масла» говорят о наличии трансжиров. Неправильное питание с высоким содержанием трансжиров может стать причиной повышенного уровня «плохого холестерина». Продукты, содержащие трансжиры: чипсы, фастфуды, картофель, приготовленный во фритюре, шоколадные плитки, торты, соусы, печенье с низкой стоимостью и даже мороженое.
Сахара и сахарозаменители. Нужно понимать, что сахарозаменители тоже бывают калорийными (например, 1 ч.л. коричневого сахара содержит 12 калорий, кокосовый сахар в 100 граммах – 380 калорий, а сахар тростниковый нерафинированный –400 калорий).
Консерванты, красители. Некоторые из них могут негативно сказываться на здоровье детей: повышать тревожность, вызывать аллергию при длительном употреблении.
Пищевая ценность
Этикетка обязательно должна содержать информацию о пищевой ценности, которая включает:
- Калорийность (на 100 граммов или на порцию). Маленький размер продукта не говорит о том, что он низкокалорийный.
- Содержание углеводов, белков и жиров. Их соотношение может подсказать, подходит продукт для вашего рациона или нет. Если вы начнете читать состав, то даже пельмени сможете найти с хорошим составом БЖУ, где будет больше белка и меньше жира.
- Витамины и минералы. Если в продукт были добавлены витамины или минеральные вещества, их обязательно должны перечислить на этикетке. Наличие этих микроэлементов говорит о большей полезности продукта. Однако надпись на подсолнечном масле «обогащено витамином Е» – это рекламный ход.
- Размер порции. На этикетках часто указывается размер порции, от которого рассчитываются все другие значения. Не стоит определять порции на глаз. Это может привести к неправильной интерпретации значения калорийности и других нутриентов.
- Срок годности. Важно обращать внимание на срок годности и условия хранения. Продукты, которые были просрочены или неправильно хранились, приводят к отравлениям и другим последствиям. Прийдя в магазин, выбирайте хлебные изделия со сроком хранения до 3 суток. Молочная продукция также не должна долго храниться: чем дольше срок хранения йогурта, тем меньше пользы. Незамороженное мясо при температуре от 0 до + 2 градусов хранится всего 1-3 дня.
- Аллергены. Этикетки должны содержать информацию о возможных аллергических реакциях. Это особенно важно для людей, страдающих от пищевой аллергии или имеющих непереносимость тех или иных продуктов.
- Усилители вкуса и аромата. Самым распространенным усилителем вкуса является глутамат натрия (Е 621).
#Здоровыегородаипоселки#Слуцкздоровыйгород
ГУ «Слуцкий зональный центр гигиены и эпидемиологии»
Дата публикации: 15 мая 2025 г.