К факторам риска, определяющим формирование осанки у детей, относятся генетические особенности; особенности внутриутробного развития и течения родов; особенности фенотипического развития организма; социально-гигиенические факторы; характер питания; условия воспитания и обучения в образовательных учреждениях, а также условия и рабочее место ребенка дома.
Нарушение осанки также может начать свое развитие у детей в результате нескольких причин:
- неправильная осанка на протяжении длительного периода. Она может возникнуть из-за того, что родители не контролируют ребенка в различные периоды его взросления. Например: в дошкольном возрасте ребенок сутулится, сидя за столом, спит на мягком матрасе. В школьном возрасте – неправильно сидит за партой, носит портфель (сумку) на одном плече, подолгу сидит за компьютером. Все это способствует сутулой осанке. Нужно контролировать ношение рюкзака с двумя лямками на спине и массу содержимого рюкзака;
- слабый мышечный корсет. Слабый мышечный корсет обычно возникает из-за отсутствия физической нагрузки в жизни ребенка; неадекватных и несимметричных физических нагрузок. Физическая нагрузка должна быть не только регулярной, но и соответствовать возрасту, уровню развития ребенка, а также уровню подготовленности организма ребенка к физическим нагрузкам;
- некачественное питание и дефицит витаминов. Питание должно быть разнообразным, обогащенным витаминами и микроэлементами. В рацион ребенка должны включаться продукты, в которых в большом количестве содержатся кальций, витамины А, Д, Е, С, группы В (В1, В2, В6, В12) и другие необходимые вещества (фосфор, медь, бор, железо, магний, полиненасыщенные жирные кислоты).
К основным направлениям профилактики нарушения осанки у детей и подростков можно отнести:
- устранение или коррекция факторов риска (биологических, средовых и поведенческих),
- рациональная организация рабочих мест учащихся в учреждениях образования, правильная рассадка,
- правильный подбор спального места,
- профилактика плоскостопия,
- равномерное распределение поднимаемой нагрузки,
- полноценное питание,
- лечебная физкультура и массаж,
- организация регулярных профилактических осмотров и диспансеризации школьников, при проведении которых выявляются нарушения осанки, сколиоз.
К биологическим факторам риска относится генетическая предрасположенность к деформациям позвоночника; врожденные аномалии позвоночника; сниженная минеральная плотность костной ткани; дистрофия мышечной и костной ткани; остеохондроз позвоночника; наличие эндокринных заболеваний; общая задержка биологического развития; травмы позвоночника.
Из средовых факторов риска можно выделить гипокинезию (дефицит двигательной активности), вызванную условиями учебы или труда, в том числе сидячая рабочая поза; нерациональная мебель и несоответствие мебели росту; нерациональное питание; недостаточная освещенность; учебная перегруза; нерациональное физическое воспитание; чрезмерные физические нагрузки, перенос тяжестей; нерациональная постель (излишне мягкая постель провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна, высокое изголовье – более 15-17 см, детская подушка должна быть плоской и располагаться только под головой, а не под плечами, длина кровати для детей в возрасте до 3 лет должна быть не менее 120 см, от 3 до 7 лет – не менее 140см., ширина кровати для детей в возрасте до 7 лет должна быть не менее 60см).
К поведенческим факторам риска относятся нарушение режима дня (недостаточные прогулки на свежем воздухе, дефицит сна); привычка находится в состоянии статики или динамики в неправильной позе, сознательно горбиться, чтобы не выглядеть очень высоким; неправильное сидение за столом (привычка читать, низко опустив голову, сидеть на стуле подложив ногу под себя).
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой.
- Сидеть надо глубоко на стуле. Глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра. При большей глубине сидения, край стула (скамьи) будет упираться в подколенную ямку и сдавливать кровеносные сосуды.
- Ноги необходимо сгибать под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах, при этом ступни должны опираться на пол. При слишком высоком сиденье, ноги не достигают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком – ребенок отводит ноги в сторону, что нарушает правильную осанку, либо подбирает их под сиденье, что нарушает кровообращение.
- Корпус и голову необходимо держать ровно, лишь немного наклоняясь вперед, предплечья должны свободно лежать на столе. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
- Спина должна опираться на спинку стула, между туловищем и краем стола должно оставаться расстояние 3-4 см. При этом условии грудная клетка и живот не сдавливаются, дыхание свободное, кровообращение не нарушено. Если ребенок оказывается близко придвинут к столу, то неудобной становится рабочая поза, увеличивается статическая нагрузка, раньше наступает утомление и падает работоспособность.
Поддержанию ровной осанки способствует правильно подобранная высота стола над сидением (дифференция), при которой учащийся свободно кладет предплечье на стол, не поднимая и не опуская плечи. При высоко расположенной крышке стола позвоночник искривляется в сторону рабочей руки, так как учащийся вынужден поднимать плечо, чтобы опора предплечья была на парту. Если крышка стола расположена низко, то ребенок вынужден сутулиться.
Необходимо контролировать равномерное распределение поднимаемой нагрузки, выполнять рекомендации при ношении сумок и рюкзака. Спинка у рюкзака должна быть ровной и твердой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также он не должен висеть ниже пояса, а ремни на нем должны быть мягкими и широкими. Регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжелых сумок на одном из плеч. При переносе тяжелых предметов нельзя наклоняться, взять тяжесть и поднять ее – это огромная нагрузка на позвоночник. Необходимо сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести.
Важным звеном по предупреждению отклонений и заболеваний опорно-двигательного аппарата детей считается систематическая профилактическая работа с участием педиатров, ортопедов, инструкторов лечебной физкультуры, учителей, родителей и самих учащихся.
#Слуцкздоровыйгород #Здоровыегородаипоселки
ГУ «Слуцкий зональный центр гигиены и эпидемиологии»
Дата публикации: 09 июля 2025 г.